Самарские ученые и студенты разработали модель экологичного двигателя для сверхлегких ракет-носителей

29 июля 2024
Самарские ученые и студенты разработали модель экологичного двигателя для сверхлегких ракет-носителей

Ученые и студенты Самарского университета им. Королёва разработали модель экологичного двигателя для сверхлегких ракет-носителей. Самарская разработка поможет уменьшить себестоимость запусков и сделать их более безопасными в плане экологии.

"В рамках реализации программы Передовой инженерной аэрокосмической школы в Самарском университете им. Королёва разрабатываются модификации жидкостных ракетных двигателей, предназначенных для сверхлегких ракет-носителей. Данный проект реализуется при сопровождении специалистов ПАО "ОДК-Кузнецов", являющегося индустриальным партнером нашего университета. Мы инициировали собственную разработку двигательной установки на инновационных компонентах топлива. Подобный двигатель может использоваться на сверхлегких ракетах-носителях, он будет работать на более экологичном, чем обычно, топливе – на топливной смеси из керосина и закиси азота", – отметил Иван Зубрилин, директор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королёва.

В разработке участвовали специалисты Научно-исследовательского центра космической энергетики Самарского университета им. Королёва и сотрудники созданного в университете студенческого конструкторского бюро. Основу бюро, получившего название "Феникс", составили студенты Института двигателей и энергетических установок и Института авиационной и ракетно-космической техники университета, в том числе обучающиеся по программе "Крылья Ростеха" и уже работающие на предприятии "ОДК-Кузнецов".

"Некоторые отечественные жидкостные ракетные двигатели малой тяги, применяемые, например, на разгонных блоках средств выведения, к сожалению, используют очень токсичные компоненты топлива, например, топливную пару АТ + НДМГ, то есть азотный тетраоксид и гептил. Несомненные преимущества этих топливных компонентов – высокие энергетические характеристики, возможность долгого хранения и самовоспламенение при контакте, что исключает необходимость использования системы зажигания. Однако в случае аварии при запуске эти вещества наносят значительный урон окружающей среде и здоровью людей. Кроме того, штатные топливные компоненты дороги в эксплуатации – для их хранения и закачивания нужны специальные материалы для резервуаров и трубопроводов, а, например, азотный тетраоксид, используемый в качестве окислителя, требует поддержания постоянной температуры в узком диапазоне в условиях космического пространства. Замена высокотоксичных компонентов топлива на более экологичные позволила бы уменьшить экологический вред и снизить себестоимость коммерческих запусков микро- и наноспутников", – рассказал один из разработчиков проекта Илья Матвеев, студент Института двигателей и энергетических установок Самарского университета им. Королёва.

В качестве топливной пары по результатам термодинамических расчетов разработчики выбрали авиационный керосин марки Т-1 и закись азота. Эта пара в наибольшей степени отвечает требованиям экологической чистоты, безопасности использования, транспортировки и хранения и обладает высокими энергетическими характеристиками. Под использование этой топливной пары спроектировано сопло будущего двигателя с оригинальной схемой охлаждения. Сопло вместе с рубашкой охлаждения будет изготовлено как единая деталь методом селективного лазерного спекания на 3D-принтере.

"Уже начато изготовление опытного образца двигателя и готовится экспериментальная база для испытаний. Первые испытания планируем провести этой осенью", – сообщил Иван Зубрилин.

На литейном производстве в Ступине работают сразу 150 3D-принтеров
Читать новость

Календарь событий

31
мар 2025
08:00

Ассоциация РАТ объявляет сбор заявок на первую Все­российскую премию в области аддитивных технологий. Мероприятие направлено на поддержку ключевых проектов в области аддитивных технологий, развитие новых направлений и стимулирование внедрения аддитивных технологий. В премии могут принимать участие юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, работающие в сфере разработки, внедрения или использования аддитивных технологий. Приём заявок продлится с 30 марта по 30 апреля 2025 года.

18
мар 2025
10:00
Выставка технологий, оборудования для металлургии и литейной промышленности, а также готовой металлопродукции.
03
мар 2025
10:00
Международная промышленная выставка оборудования для металлообработки и сварки «МашЭкспо Сибирь» ежегодно объединяет производителей и поставщиков станков, оборудования, инструментов, расходных материалов для машиностроения и промышленные предприятия, а также первых лиц отраслевых министерств федерального и регионального уровней, союзов, ассоциаций.
17
июн 2025
14:00
Панельная дискуссия в рамках выставки Rosmould 2025 20-я международная выставка пресс-форм, штампов, инструмента и производственных технологий.
28
мая 2025
14:00
ЦЕЛЬ мероприятия – объединение представителей отраслевого сообщества в области аддитивных технологий на единой площадке с целью обсуждения вопросов, связанных с развитием науки и кадров в отрасли АТ. Специалист по аддитивным технологиям – одна из самых перспективных профессий уже сегодня. Десятки вузов сейчас готовят специалистов в этом направлении и в ближайшие годы этого станет недостаточно. Как стимулировать школьников выбрать эту специальность? Что должен предложить кадрам бизнес?
28
мая 2025
11:00
ЦЕЛЬ – объединить представителей отраслевого сообщества в области аддитивных технологий, институтов развития и органов исполнительной власти на единой площадке с целью обсуждения действующих инструментов поддержки развития отрасли аддитивных технологий и выработки новых предложений.
27
мая 2025
12:30
Высокая точность создания деталей, минимизация отходов материалов, сокращение времени на разработку новых продуктов — лишь малая часть преимуществ аддитивных технологий над традиционными методами производства. Какие отрасли в России наиболее активно внедряют аддитивные технологии и какие примеры успешного применения можно привести? Каковы текущие тенденции в развитии аддитивных технологий в России и за рубежом? Каковы перспективы интеграции аддитивных технологий с другими передовыми технологиями, такими как ИИ и робототехника?

Нет мероприятий в данной категории
Нет мероприятий в данной категории
28
мая 2025
14:00
ЦЕЛЬ мероприятия – объединение представителей отраслевого сообщества в области аддитивных технологий на единой площадке с целью обсуждения вопросов, связанных с развитием науки и кадров в отрасли АТ. Специалист по аддитивным технологиям – одна из самых перспективных профессий уже сегодня. Десятки вузов сейчас готовят специалистов в этом направлении и в ближайшие годы этого станет недостаточно. Как стимулировать школьников выбрать эту специальность? Что должен предложить кадрам бизнес?
28
мая 2025
11:00
ЦЕЛЬ – объединить представителей отраслевого сообщества в области аддитивных технологий, институтов развития и органов исполнительной власти на единой площадке с целью обсуждения действующих инструментов поддержки развития отрасли аддитивных технологий и выработки новых предложений.
27
мая 2025
12:30
Высокая точность создания деталей, минимизация отходов материалов, сокращение времени на разработку новых продуктов — лишь малая часть преимуществ аддитивных технологий над традиционными методами производства. Какие отрасли в России наиболее активно внедряют аддитивные технологии и какие примеры успешного применения можно привести? Каковы текущие тенденции в развитии аддитивных технологий в России и за рубежом? Каковы перспективы интеграции аддитивных технологий с другими передовыми технологиями, такими как ИИ и робототехника?

26
мая 2025
10:00
25-я юбилейная международная специализированная выставка «Оборудование, приборы и инструменты для металлообрабатывающей промышленности»